детский сад
Адрес:
Петровский проспект д. 3
г. Санкт-Петербург

Статьи

« Назад

Удивительный мир Детских шахмат  05.05.2017 13:34

Удивительный мир Детских шахмат

Снимок экрана 2017-05-05 в 17.09.38 копия

   Проработав в школе 12 лет, я хорошо представлял, что ожидает моего сына в      сельской школе. Я искал наиболее эффективные методики развития   интеллектуальных способностей детей. Мы попробовали развивающие игры   Никитиных, занятия спортом, изобразительным искусством — все, о чем можно   было прочитать в педагогической литературе. И наконец, совершенно случайно узнали о Петродворцовой шахматной школе В. И. Уткина, куда брали шестилеток. Мы начали заниматься.

   Пока шло занятие, я переписывал шахматные задачи, а дома мы вместе их решали. Через полгода занятий я, к своему удивлению, обнаружил, что мой сын стал внимательнее, у него укрепилась память, он легко решал задания по подготовке к школе. Как педагог, я был поражен быстротой и эффективностью развития ребенка. Я заинтересовался проблемой обучения детей игре в шахматы. Увидев мой интерес, Владимир Ильич предложил заниматься шахматами с дошкольниками по своей, уже опробованной программе. Удивительно, но все получилось. До сих пор не могу понять, как с такой легкостью решился уйти из школы, где преподавал историю, и поменять профессию.

«Без шахмат нельзя представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти. Игра в шахматы должна войти в жизнь начальной школы как один из элементов умственной культуры»

                                                                                  В. А. Сухомлинский

 

Методика

Снимок экрана 2017-05-05 в 22.26.48 копия

   Сперва я начал работать с пятилетками, потом с шестилетками, а позднее и с детьми младшего возраста. Тогда я еще не знал, что в нашей стране и за рубежом с трех-пятилетними детьми работает очень мало специалистов. В Венгрии, Англии, Германии, существуют экспериментальные группы обучения детей с раннего возраста, но какова методика обучения – неизвестно. А в работе это самое главное. На первых же занятиях с детьми четырёхлетнего возраста я столкнулся с проблемой. Только я начал, дети стали расползаются под столы. Признать свое поражение было неудобно, надо было искать какой-то выход. И он оказался настолько простым, что я до сих пор удивляюсь, как это не пришло мне в голову сразу. Я увидел стоящего на полке крокодила, взял его в руки и стал сочинять сказку. Дети потихоньку вылезли из-под столов, открыли глаза и ротики. Собрав внимание детей, я от сказки перешел к шахматной доске и к первой шахматной фигуре — королю. Переход был простым, естественным и незаметным. Это было мое первое открытие: нельзя работать с детьми без сказки! Младший возраст требовал разработки новой методики, соответствующей возрастным особенностям трехлетних и четырехлетних детей.

    Первый элемент методики - сказка.
 
   Я использую три типа сказок: Шахматная сказка - основная, в которой происходит обучение детей. Развивающая сказка — это использование греческой мифологии. Волшебный цент, дающий фигурам и пешкам дополнительную силу так же, как Земля-Гея давала силу своему сыну Антею во время битвы с Гераклом. Ахиллесова пята — поле f7 — слабое место в лагере черного короля. Мифы рассказываются для создания у детей яркого образа. Все сказки должны быть динамичными, короткими; персонажи и должны меняться.
   Сказка-импровизация. Каждый ребенок индивидуален, его реакцию трудно предугадать. В зависимости от реакции я должен «импровизировать, дать ребенку сказочный ответ на его поступок.

 

Кукольный театр.

Снимок экрана 2017-05-05 в 17.49.44

   Второй элемент методики - игрушка. 

   Третий - игра.
 
 Поскольку сами шахматы — это игра. И использую я, игровой способ обучения. На занятия приходит игрушка, дети знакомятся с ней, разговаривают, играют. Я как бы нахожусь за кадром. В этом кукольном театре детей учат игрушки, учат ненавязчиво. Я учу игрушку, дети подсказывают ей, вместе переживают, успокаивают, когда у нее что-то не получается что она проигрывает. Это дает им возможность раскрепоститься, почувствовать себя свободно и раскрыть то, что папа природа.
 
   Четвертый элемент методики - это приз.
 
   Эту идею мне подсказал В. И. Уткин. У меня она никаких сомнений не вызывает, хотя многие педагоги относятся к этому настороженно. После занятий игрушка-гномик «снимает» шапочку и «угощает» детей конфетами. Занятие заканчивается положительным эмоциональным импульсом, который уходит в подсознание ребенка: он играл, старался и в конце получил приз.

   Все в целом: элементы сказки, игры, игрушка, кукольный театр, игра в шахматы, приз — создает у детей атмосферу праздника, у них складывается положительное отношение к этой сложнейшей игре — шахматам.

 

Шахматный светофор.

   Снимок экрана 2017-05-05 в 22.43.00 Сотни раз. говорим детям:«Не спешите подумайте!» И вдруг я обнаружил, что говорю непонятные им слова. что значит для четырех-пятилетнего ребенка «подумать»? Вычленить основные элементы этого понятия помог В. И. Уткин. Чуть позже появилась идея шахматного светофора. Как и дорожный, шахматный светофор Имеет три цвета: красный, желтый, зеленый.

 
Подумать – это значит:
 
1) После каждого хода противника нужно посмотреть, нет ли опасности. Красный
цвет – «Опасность», посмотри, на кого напала фигура или пешечка.
 
2) Желтый цвет – «Зубастик». Можно ли что-нибудь съесть?
 
3) Зелёный цвет – «Сапоги». Делай хороший ход.
 
   Хороший ход — это: защищайся или убегай, если напали; «кушай», если подставили фигуру или пешку; если нет опасности и нельзя       скушать — развивай фигуры, нападай сам.

«Не король, и тихоход»

   Начинаем изучать шахматы с короля. К счастью, я не знал, что, по мнению психологов, трех-четырехлетний ребенок не может ориентироваться в таком многообразии фигур, и шел вперед строго соблюдая основной дидактический принцип: от простого к сложному. Передвинуть короля на одну клеточку в состоянии трехлетний ребенок. Разучиваем стишок про короля:

Снимок экрана 2017-05-05 в 22.51.11

 
 
 
«Не король, а тихоход».
Черепахою ползет,
Во все стороны — на шаг.
Вот такой король чудак». 
 
 
 
 
   Первая игра, в которую мы играем – « чей король придёт первым на волшебные поля с противоположной стороны доски». Научившись играть королём ставим на доску пешки. Разучиваем стихотворение, слушаем сказку.
 
«Пешка - маленький солдат,
Лишь команды ждёт,
Чтоб с квадрата на квадрат
Двинутся вперед.
На войну, не на парад
Пешка держит путь…»

   На каждом занятии идет игра уже с знакомыми фигурами. Так постепенно ставим на доску следующие фигуры, узнаем их характер, учим стихотворения, играем.

   Постепенно развивается внимание детей, они начинают понимать правила и логику, и когда через несколько месяцев малыши играют уже всеми фигурами, это значит что в их интеллектуальном развитии произошел скачок. Дальше мы проводим турниры, соревнования, решаем задачи. Я вижу, что дети начинают получать удовольствие от мыслительной деятельности. Ведь в конечном итоге моя сверх задача, как педагога, не только научить ребенка играть в шахматы, подготовить его к школе, но и создать условия, в которых интеллектуальная работа приносит ему радость. Это идея Сухомлинского, на мой взгляд, гениальная идея: «Ребёнок должен получать радость от интеллектуального труда»

 

Радость победы и горечь поражения.

   Снимок экрана 2017-05-05 в 23.00.45 копияПо мнению известного венгерского психолога-педагога Л. Полгара, воспитавшего трех дочерей - гроссмейстеров, проигрывать дома ребенок не должен! Многолетний практический опыт показывает, что это очень важно. Мамы понимают это лучше, чем папы. Проигрывая, ребенок чувствует себя некомфортно, обижается, у него пропадает интерес, и в результате ребенок перестает играть.

   Другое дело — игра со сверстниками. Играя в шахматном турнире, ребенок будет и выигрывать, и проигрывать, но это будет уже не так болезненно, он уже будет готов достойно встретить как победу так и поражение.

   Подготовить ребёнка к поражению – целая педагогическая проблема. Шахматы – как бы модель мира в миниатюре. Игра в шахматы – это все время экзамен. Ход – это поступок. Если ты делаешь неправильный ход, то за это получишь наказание: можешь потерять фигуру, можешь проиграть. К этому детей нужно готовить с первых занятий. Как это происходит?

   Прежде всего, проигрывают в основном игрушки, когда «играют» с детьми. Если игрушка «плачет», мы её вместе успокаиваем: «Не обижайся, проиграть может даже чемпион мира». – «Меня мама будет ругать!» — «Не бойся, мама поймет».

   Дети учатся успокаивать игрушку, потом сами начинают относиться к поражению спокойнее, правильнее.

 

«Симба»

          IMG_7365Последние 6 лет я работаю в негосударственном учреждении «Симба» в Петроградском районе, где кроме традиционных предметов: изобразительное искусство, развитие речи, развитие математических способностей, английский язык и т. д. есть и шахматы.

   По всем профессиональным шахматным вопросам я получаю консультации у своего второго учителя, мастера спорта, тренера Школы олимпийского резерва Аничкова Дворца А.А. Шашина. Он ведет занятия в группе совершенствования, и через него наши дети получают возможность выхода в спорт.

   И в заключение этих беглых заметок хочу остановиться на еще одном важном моменте. В чем же, на мой взгляд, уникальность шахмат? Они развивают не только внимание, волю, абстрактное и логическое мышление, работоспособность, фантазию, творческую активность. Шахматы развивают способность к познанию, обучению. Чем бы ребенок, умеющий играть в шахматы, не занимался, он будет в состоянии понять любые сложнейшие проблемы.

 

«Золотые правила» тетушки совы»

Снимок экрана 2017-05-05 в 23.26.13Я, скоро поеду за границу!
Угадайте, в какую страну на букву ”В“?
— Великобритания?
— Нет.
— Венесуэла?
— Нет.
— О Господи, неужели Верхняя Вольта?
— Нет!
— Тогда сдаюсь.
—В Испанию!                                                      Саша К.‚ 5 лет.

   Дети часто бывают непредсказуемы, своеобычны, оригинальны; с ними не соскучишься. Можно ли научить играть в шахматы 3 – 4 летнего ребенка? Как это сделать, не лишив его счастливых минут детства, игры, радости, свободы? Принесет ли и это пользу для интеллектуального развития детей раннего возраста? Да, если учить интересно, играя и без принуждения.

Первый этап.
   Знакомство с удивительным миром шахмат  начинается с изучения фигур и пешек. Маленькие рыцари узнали их названия, характер, повадки, как они ходят и бьют.
Что же делать дальше? Как непосредственно перейти к игре всеми фигурами? Ребёнку нужно дать ясные и понятные образные ориентиры: как играть в начале, в середине и в конце партии; понимание конечной цели игры. Сможет ли он понять сложнейшие стратегические шахматные идеи?
 
Второй этап.
   Одну-две недели играем, кто больше съест фигур и пешек, Развиваем шахматный аппетит. Если ребёнок играет дома с родителями, то они подставляют ему свои фигуры так, чтобы он бил их и ферзем, ладьей‚ и слоном, и конем, и пешками. Ребенок.«ест»‚
радуется, выигрывает. Если он пока не замечает, что можно что-то съесть, помогаем: «Будешь есть? «Молодец». Постепенно помощь уменьшается: «Посмотри внимательно, что можно съесть».
 
   В шахматном клубе дети часть занятия играют на демонстрационной доске все вместе против игрушечного героя, часть занятия играют между собой. У меня на занятиях 3 - 4-летних детей присутствуют родители, они и помогают играть детям. Продолжительность партии — от 5-7 минут в первую неделю до 10-12 минут во вторую. Акцент на то, кто выиграл, пока не делается: «Молодцы, хорошо играли, Ничья», Через 2-3` недели уже считаем кто сколько съел.

   Подчеркиваю: все, о чем мы говорим, относится к детям 3 – 4 летнего возраста. Дети постарше и играют дольше. И помощи им требуется меньше. Нельзя забывать что самое главное — это развивать интерес Ребенка к игре, поэтому нельзя требовать от него быстрого результата, раздражаться, если что-то не получается. Проявите внимание, терпение – и ребёнок с удовольствием будет играть в шахматы. От родителей и педагогов, работающих с такими детьми, требуется глубокое понимание возрастных особенностей ребёнка, фантазия и творчество. Наиболее сложные для детей шахматные идеи нужно давать в яркой, увлекательной, образной форме, перевести их на «детский язык».

   Основные принципы разыгрывания дебюта наши маленькие шахматисты постигают через сказку про ослика.

 

СКАЗКА

   Снимок экрана 2017-05-05 в 23.30.21 копияУ бабушки был домик в деревне.

   Ослик, Игоша приехал отдыхать на все лето. Утром он вышел во двор и увидел на скамеечке шахматную доску с расставленными фигурами. Это два старых козла играли вечером в шахматы и забыли убрать. Игоша уже знал, как фигуры ходят и бьют. Он думал, что хорошо играет в шахматы.

   Во дворе уже кипела жизнь. Куры кудахтали, царапали землю — искали червячков. Петух важно ходил рядом. Поросенок Боря лежал в луже и радостно хрюкал

   Игоша громко закричал:

—Кто не побоится сыграть со мной в шахматы? Обыграю любого!
Куры, итак не очень смелые, услышав громкий уверенный голос побоялись связываться с ним:
— Пусть петух играет. Он у нас главный.
   Петух выглянул, грудь колесом, хотел уже согласится, но подумал: «А вдруг проиграю? Куры на смех поднимут!»
   Некогда мне тут с вами играть, за порядком во дворе следить надо!
Индюк долго думал, тряс головой; думал, думал и тоже не захотел играть с Игошей.
Поросёнок Боря был ленив, он лежал в теплой луже и думал «Играть, учиться, читать - да кому это нужно? Лучше пролежать всю жизнь в грязи!»

И только пес Барбос проявил интерес к игре. Но нашел вкусную сахарную косточку и не мог оторваться от нее. Барбос разрывался на части: и по играть хочется‚ и косточку жалко оставить! Он немножко подумал, закопал косточку в землю и бросился к шахматной доске.

Я не боюсь!
— Сказал Барбос.
Вокруг доски сразу собрались зрители.
Чур, я играю белыми!
— Сказал ослик и сделал первый ход.
— Крайней пешкой на поле g4. Барбос удивился:
— Гав, разве можно так: играть? Я начинаю партию самой сильной и самой смелой пешкой.
— А какая самая смелая?
— Спросил ослик.

— Ну конечно, королевская! Ведь король не поставит перед собой трусливенькую и слабенькую! Королевская пешка идет на две клетки вперед и захватывает волшебный центр. Волшебные поля в центре шахматной доски дают дополнительную силу фигурам и пешкам.

— Все это выдумки! Какая разница, какой пешкой начинать бой? Вот возьму и опять пойду крайней пешкой! — Сказал упрямый ослик и подвинул пешку на поле f3.

— Гав, гав, гав! Не выдержал Барбос. — Я сейчас поставлю твоему королю мат!
— Так не бывает, чтобы на втором ходу мат поставили! — рассердился Игоша.
(Помогите Барбосу поставить мат).

Барбос взял ферзя и поставил его на поле h4. Ослик долго смотрел на доску:

— Я сейчас уберу короля, и не будет мата. Но убрать короля было некуда.
— Тогда я его защищу! Но ни одна фигура не могла защитить своего короля.
— Тогда я съем ферзя! Есть было нечем. Шах, от которого нет защиты, называется «мат».
— Игоша, не обижайся, но ты получил «дурацкий мат» сказал Барбос.
Что тут началось во дворе! Гуси загоготали, куры раскричались:
— Хвастался, а сам играть не умеет!

Индюк первый раз в жизни перестал думать и так смеялся, что упал в лужу к поросенку. Боря рассердился и стал выпихивать индюка: Вы тут не лежали. Проваливайте, пожалуйста!

—Тебе нужно учиться играть в шахматы,
— Важно сказал петух.
— Где учиться-то?
— Игоша стоял, печально опустив уши.
—Барбос, ты где учился?
—Где-где! В лесной шахматном школе у тетушки Совы.
— А, меня туда возьмут?
— Спросил Игоша.
—Конечно, всех, кто хочет научиться играть в шахматы берут.

Через два дня вечером Игоша вместе с Барбосом пришел на свой первый урок в лесную шахматную школу тетушки Совы.

—Сегодня вы узнаете страшную тайну, сказала тетушка Сова шепотом и вытаращила свои огромные глаза.
— Сейчас я вам расскажу, как надо начинать шахматный бой. Вы узнаете «три золотых правила»

   Игоша открыл рот, чтобы лучше слышать, вытаращил глаза, как тетушка Сова, чтобы лучше видеть, и заткнул копытом левое ухо. Сова удивилась:

— Зачем ты ухо-то заткнул?
— Мама говорит, что у меня в одно ухо влетает, а в другое вылетает.
— Не крути головой, и ничего не вылетит.

Первое «золотое правило»: занимай волшебный центр доски пешками. Пешка будет охранять центр и не пустит туда чужие фигуры.

   Второе «золотое правило»: выводи легкие фигуры.
Игоша повернулся к Барбосу:
— Какие такие «легкие» фигуры?
— Кони и слоны, - прошептал Барбос.
— А, ладья и ферзь - «тяжелые».
— Если вы выведете в начале боя ферзя, легкие фигуры будут нападать на него и поймают, — продолжала тетушка Сова.

— Третье «золотое правило»: делай рокировку. В начале боя нужно обязательно построить крепость для короля, там его будет трудно поймать. Когда между королем и ладьей нет фигур, король подходит к ладье и приказывает: «Защити меня, ладья!» Ладья отвечает: «Слушаюсь, Ваше величество», — и перепрыгивает через короля.

Игоша удивился:
— Как, оказывается, все просто. Ему только теперь стало ясно, что делать в начале партии:
 
1. Занимай центр доски пешками.
2. Выводи легкие фигуры.
3. Делай рокировку.

   Итак, мы познакомились с «золотыми правилами» тетушки Совы. Теперь несколько месяцев будет идти работа в этом направлении. На каждое правило рассказывается шахматная сказка, в которой сказочные персонажи разыгрывают партии на шахматной доске. Один из героев нарушает «Золотые правила», а другой его наказывает за это. Героями могут быть Баба Яга и Кощей Бессмертный, Бармалей и доктор Айболит, Чебурашка и крокодил Гена, Карлссон и Малыш... После сказки дети играют сами и стараются применять "золотые правила" в собственных партиях.

Автор статьи: Влащенко Сергей Иванович

 



Яндекс.Метрика