« НазадУдивительный мир Детских шахмат 05.05.2017 13:34Удивительный мир Детских шахмат Проработав в школе 12 лет, я хорошо представлял, что ожидает моего сына в сельской школе. Я искал наиболее эффективные методики развития интеллектуальных способностей детей. Мы попробовали развивающие игры Никитиных, занятия спортом, изобразительным искусством — все, о чем можно было прочитать в педагогической литературе. И наконец, совершенно случайно узнали о Петродворцовой шахматной школе В. И. Уткина, куда брали шестилеток. Мы начали заниматься. Пока шло занятие, я переписывал шахматные задачи, а дома мы вместе их решали. Через полгода занятий я, к своему удивлению, обнаружил, что мой сын стал внимательнее, у него укрепилась память, он легко решал задания по подготовке к школе. Как педагог, я был поражен быстротой и эффективностью развития ребенка. Я заинтересовался проблемой обучения детей игре в шахматы. Увидев мой интерес, Владимир Ильич предложил заниматься шахматами с дошкольниками по своей, уже опробованной программе. Удивительно, но все получилось. До сих пор не могу понять, как с такой легкостью решился уйти из школы, где преподавал историю, и поменять профессию. «Без шахмат нельзя представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти. Игра в шахматы должна войти в жизнь начальной школы как один из элементов умственной культуры»
Методика Сперва я начал работать с пятилетками, потом с шестилетками, а позднее и с детьми младшего возраста. Тогда я еще не знал, что в нашей стране и за рубежом с трех-пятилетними детьми работает очень мало специалистов. В Венгрии, Англии, Германии, существуют экспериментальные группы обучения детей с раннего возраста, но какова методика обучения – неизвестно. А в работе это самое главное. На первых же занятиях с детьми четырёхлетнего возраста я столкнулся с проблемой. Только я начал, дети стали расползаются под столы. Признать свое поражение было неудобно, надо было искать какой-то выход. И он оказался настолько простым, что я до сих пор удивляюсь, как это не пришло мне в голову сразу. Я увидел стоящего на полке крокодила, взял его в руки и стал сочинять сказку. Дети потихоньку вылезли из-под столов, открыли глаза и ротики. Собрав внимание детей, я от сказки перешел к шахматной доске и к первой шахматной фигуре — королю. Переход был простым, естественным и незаметным. Это было мое первое открытие: нельзя работать с детьми без сказки! Младший возраст требовал разработки новой методики, соответствующей возрастным особенностям трехлетних и четырехлетних детей. Первый элемент методики - сказка.
Я использую три типа сказок: Шахматная сказка - основная, в которой происходит обучение детей. Развивающая сказка — это использование греческой мифологии. Волшебный цент, дающий фигурам и пешкам дополнительную силу так же, как Земля-Гея давала силу своему сыну Антею во время битвы с Гераклом. Ахиллесова пята — поле f7 — слабое место в лагере черного короля. Мифы рассказываются для создания у детей яркого образа. Все сказки должны быть динамичными, короткими; персонажи и должны меняться.
Сказка-импровизация. Каждый ребенок индивидуален, его реакцию трудно предугадать. В зависимости от реакции я должен «импровизировать, дать ребенку сказочный ответ на его поступок.
Кукольный театр. Второй элемент методики - игрушка. Третий - игра.
Поскольку сами шахматы — это игра. И использую я, игровой способ обучения. На занятия приходит игрушка, дети знакомятся с ней, разговаривают, играют. Я как бы нахожусь за кадром. В этом кукольном театре детей учат игрушки, учат ненавязчиво. Я учу игрушку, дети подсказывают ей, вместе переживают, успокаивают, когда у нее что-то не получается что она проигрывает. Это дает им возможность раскрепоститься, почувствовать себя свободно и раскрыть то, что папа природа.
Четвертый элемент методики - это приз.
Эту идею мне подсказал В. И. Уткин. У меня она никаких сомнений не вызывает, хотя многие педагоги относятся к этому настороженно. После занятий игрушка-гномик «снимает» шапочку и «угощает» детей конфетами. Занятие заканчивается положительным эмоциональным импульсом, который уходит в подсознание ребенка: он играл, старался и в конце получил приз.
Все в целом: элементы сказки, игры, игрушка, кукольный театр, игра в шахматы, приз — создает у детей атмосферу праздника, у них складывается положительное отношение к этой сложнейшей игре — шахматам.
Шахматный светофор. Подумать – это значит:
1) После каждого хода противника нужно посмотреть, нет ли опасности. Красный
цвет – «Опасность», посмотри, на кого напала фигура или пешечка.
2) Желтый цвет – «Зубастик». Можно ли что-нибудь съесть?
3) Зелёный цвет – «Сапоги». Делай хороший ход.
Хороший ход — это: защищайся или убегай, если напали; «кушай», если подставили фигуру или пешку; если нет опасности и нельзя скушать — развивай фигуры, нападай сам.
«Не король, и тихоход» Начинаем изучать шахматы с короля. К счастью, я не знал, что, по мнению психологов, трех-четырехлетний ребенок не может ориентироваться в таком многообразии фигур, и шел вперед строго соблюдая основной дидактический принцип: от простого к сложному. Передвинуть короля на одну клеточку в состоянии трехлетний ребенок. Разучиваем стишок про короля: «Не король, а тихоход».
Черепахою ползет,
Во все стороны — на шаг.
Вот такой король чудак».
Первая игра, в которую мы играем – « чей король придёт первым на волшебные поля с противоположной стороны доски». Научившись играть королём ставим на доску пешки. Разучиваем стихотворение, слушаем сказку.
«Пешка - маленький солдат,
Лишь команды ждёт,
Чтоб с квадрата на квадрат
Двинутся вперед.
На войну, не на парад
Пешка держит путь…»
На каждом занятии идет игра уже с знакомыми фигурами. Так постепенно ставим на доску следующие фигуры, узнаем их характер, учим стихотворения, играем. Постепенно развивается внимание детей, они начинают понимать правила и логику, и когда через несколько месяцев малыши играют уже всеми фигурами, это значит что в их интеллектуальном развитии произошел скачок. Дальше мы проводим турниры, соревнования, решаем задачи. Я вижу, что дети начинают получать удовольствие от мыслительной деятельности. Ведь в конечном итоге моя сверх задача, как педагога, не только научить ребенка играть в шахматы, подготовить его к школе, но и создать условия, в которых интеллектуальная работа приносит ему радость. Это идея Сухомлинского, на мой взгляд, гениальная идея: «Ребёнок должен получать радость от интеллектуального труда»
Радость победы и горечь поражения. Другое дело — игра со сверстниками. Играя в шахматном турнире, ребенок будет и выигрывать, и проигрывать, но это будет уже не так болезненно, он уже будет готов достойно встретить как победу так и поражение. Подготовить ребёнка к поражению – целая педагогическая проблема. Шахматы – как бы модель мира в миниатюре. Игра в шахматы – это все время экзамен. Ход – это поступок. Если ты делаешь неправильный ход, то за это получишь наказание: можешь потерять фигуру, можешь проиграть. К этому детей нужно готовить с первых занятий. Как это происходит? Прежде всего, проигрывают в основном игрушки, когда «играют» с детьми. Если игрушка «плачет», мы её вместе успокаиваем: «Не обижайся, проиграть может даже чемпион мира». – «Меня мама будет ругать!» — «Не бойся, мама поймет». Дети учатся успокаивать игрушку, потом сами начинают относиться к поражению спокойнее, правильнее.
«Симба» По всем профессиональным шахматным вопросам я получаю консультации у своего второго учителя, мастера спорта, тренера Школы олимпийского резерва Аничкова Дворца А.А. Шашина. Он ведет занятия в группе совершенствования, и через него наши дети получают возможность выхода в спорт. И в заключение этих беглых заметок хочу остановиться на еще одном важном моменте. В чем же, на мой взгляд, уникальность шахмат? Они развивают не только внимание, волю, абстрактное и логическое мышление, работоспособность, фантазию, творческую активность. Шахматы развивают способность к познанию, обучению. Чем бы ребенок, умеющий играть в шахматы, не занимался, он будет в состоянии понять любые сложнейшие проблемы.
«Золотые правила» тетушки совы» Угадайте, в какую страну на букву ”В“?
— Великобритания?
— Нет.
— Венесуэла?
— Нет.
— О Господи, неужели Верхняя Вольта?
— Нет!
— Тогда сдаюсь.
—В Испанию! Саша К.‚ 5 лет.
Дети часто бывают непредсказуемы, своеобычны, оригинальны; с ними не соскучишься. Можно ли научить играть в шахматы 3 – 4 летнего ребенка? Как это сделать, не лишив его счастливых минут детства, игры, радости, свободы? Принесет ли и это пользу для интеллектуального развития детей раннего возраста? Да, если учить интересно, играя и без принуждения. Первый этап.
Знакомство с удивительным миром шахмат начинается с изучения фигур и пешек. Маленькие рыцари узнали их названия, характер, повадки, как они ходят и бьют.
Что же делать дальше? Как непосредственно перейти к игре всеми фигурами? Ребёнку нужно дать ясные и понятные образные ориентиры: как играть в начале, в середине и в конце партии; понимание конечной цели игры. Сможет ли он понять сложнейшие стратегические шахматные идеи?
Второй этап.
Одну-две недели играем, кто больше съест фигур и пешек, Развиваем шахматный аппетит. Если ребёнок играет дома с родителями, то они подставляют ему свои фигуры так, чтобы он бил их и ферзем, ладьей‚ и слоном, и конем, и пешками. Ребенок.«ест»‚
радуется, выигрывает. Если он пока не замечает, что можно что-то съесть, помогаем: «Будешь есть? «Молодец». Постепенно помощь уменьшается: «Посмотри внимательно, что можно съесть».
В шахматном клубе дети часть занятия играют на демонстрационной доске все вместе против игрушечного героя, часть занятия играют между собой. У меня на занятиях 3 - 4-летних детей присутствуют родители, они и помогают играть детям. Продолжительность партии — от 5-7 минут в первую неделю до 10-12 минут во вторую. Акцент на то, кто выиграл, пока не делается: «Молодцы, хорошо играли, Ничья», Через 2-3` недели уже считаем кто сколько съел.
Подчеркиваю: все, о чем мы говорим, относится к детям 3 – 4 летнего возраста. Дети постарше и играют дольше. И помощи им требуется меньше. Нельзя забывать что самое главное — это развивать интерес Ребенка к игре, поэтому нельзя требовать от него быстрого результата, раздражаться, если что-то не получается. Проявите внимание, терпение – и ребёнок с удовольствием будет играть в шахматы. От родителей и педагогов, работающих с такими детьми, требуется глубокое понимание возрастных особенностей ребёнка, фантазия и творчество. Наиболее сложные для детей шахматные идеи нужно давать в яркой, увлекательной, образной форме, перевести их на «детский язык». Основные принципы разыгрывания дебюта наши маленькие шахматисты постигают через сказку про ослика.
СКАЗКА Ослик, Игоша приехал отдыхать на все лето. Утром он вышел во двор и увидел на скамеечке шахматную доску с расставленными фигурами. Это два старых козла играли вечером в шахматы и забыли убрать. Игоша уже знал, как фигуры ходят и бьют. Он думал, что хорошо играет в шахматы. Во дворе уже кипела жизнь. Куры кудахтали, царапали землю — искали червячков. Петух важно ходил рядом. Поросенок Боря лежал в луже и радостно хрюкал Игоша громко закричал: —Кто не побоится сыграть со мной в шахматы? Обыграю любого!
Куры, итак не очень смелые, услышав громкий уверенный голос побоялись связываться с ним:
— Пусть петух играет. Он у нас главный.
Петух выглянул, грудь колесом, хотел уже согласится, но подумал: «А вдруг проиграю? Куры на смех поднимут!»
Некогда мне тут с вами играть, за порядком во дворе следить надо!
Индюк долго думал, тряс головой; думал, думал и тоже не захотел играть с Игошей.
Поросёнок Боря был ленив, он лежал в теплой луже и думал «Играть, учиться, читать - да кому это нужно? Лучше пролежать всю жизнь в грязи!»
И только пес Барбос проявил интерес к игре. Но нашел вкусную сахарную косточку и не мог оторваться от нее. Барбос разрывался на части: и по играть хочется‚ и косточку жалко оставить! Он немножко подумал, закопал косточку в землю и бросился к шахматной доске. Я не боюсь!
— Сказал Барбос.
Вокруг доски сразу собрались зрители.
Чур, я играю белыми!
— Сказал ослик и сделал первый ход.
— Крайней пешкой на поле g4. Барбос удивился:
— Гав, разве можно так: играть? Я начинаю партию самой сильной и самой смелой пешкой.
— А какая самая смелая?
— Спросил ослик.
— Ну конечно, королевская! Ведь король не поставит перед собой трусливенькую и слабенькую! Королевская пешка идет на две клетки вперед и захватывает волшебный центр. Волшебные поля в центре шахматной доски дают дополнительную силу фигурам и пешкам. — Все это выдумки! Какая разница, какой пешкой начинать бой? Вот возьму и опять пойду крайней пешкой! — Сказал упрямый ослик и подвинул пешку на поле f3. — Гав, гав, гав! Не выдержал Барбос. — Я сейчас поставлю твоему королю мат!
— Так не бывает, чтобы на втором ходу мат поставили! — рассердился Игоша.
(Помогите Барбосу поставить мат).
Барбос взял ферзя и поставил его на поле h4. Ослик долго смотрел на доску: — Я сейчас уберу короля, и не будет мата. Но убрать короля было некуда.
— Тогда я его защищу! Но ни одна фигура не могла защитить своего короля.
— Тогда я съем ферзя! Есть было нечем. Шах, от которого нет защиты, называется «мат».
— Игоша, не обижайся, но ты получил «дурацкий мат» сказал Барбос.
Что тут началось во дворе! Гуси загоготали, куры раскричались:
— Хвастался, а сам играть не умеет!
Индюк первый раз в жизни перестал думать и так смеялся, что упал в лужу к поросенку. Боря рассердился и стал выпихивать индюка: Вы тут не лежали. Проваливайте, пожалуйста! —Тебе нужно учиться играть в шахматы,
— Важно сказал петух.
— Где учиться-то?
— Игоша стоял, печально опустив уши.
—Барбос, ты где учился?
—Где-где! В лесной шахматном школе у тетушки Совы.
— А, меня туда возьмут?
— Спросил Игоша.
—Конечно, всех, кто хочет научиться играть в шахматы берут.
Через два дня вечером Игоша вместе с Барбосом пришел на свой первый урок в лесную шахматную школу тетушки Совы. —Сегодня вы узнаете страшную тайну, сказала тетушка Сова шепотом и вытаращила свои огромные глаза.
— Сейчас я вам расскажу, как надо начинать шахматный бой. Вы узнаете «три золотых правила»
Игоша открыл рот, чтобы лучше слышать, вытаращил глаза, как тетушка Сова, чтобы лучше видеть, и заткнул копытом левое ухо. Сова удивилась: — Зачем ты ухо-то заткнул?
— Мама говорит, что у меня в одно ухо влетает, а в другое вылетает.
— Не крути головой, и ничего не вылетит.
Первое «золотое правило»: занимай волшебный центр доски пешками. Пешка будет охранять центр и не пустит туда чужие фигуры. Второе «золотое правило»: выводи легкие фигуры.
Игоша повернулся к Барбосу:
— Какие такие «легкие» фигуры?
— Кони и слоны, - прошептал Барбос.
— А, ладья и ферзь - «тяжелые».
— Если вы выведете в начале боя ферзя, легкие фигуры будут нападать на него и поймают, — продолжала тетушка Сова.
— Третье «золотое правило»: делай рокировку. В начале боя нужно обязательно построить крепость для короля, там его будет трудно поймать. Когда между королем и ладьей нет фигур, король подходит к ладье и приказывает: «Защити меня, ладья!» Ладья отвечает: «Слушаюсь, Ваше величество», — и перепрыгивает через короля. Игоша удивился:
— Как, оказывается, все просто. Ему только теперь стало ясно, что делать в начале партии:
1. Занимай центр доски пешками.
2. Выводи легкие фигуры.
3. Делай рокировку.
Итак, мы познакомились с «золотыми правилами» тетушки Совы. Теперь несколько месяцев будет идти работа в этом направлении. На каждое правило рассказывается шахматная сказка, в которой сказочные персонажи разыгрывают партии на шахматной доске. Один из героев нарушает «Золотые правила», а другой его наказывает за это. Героями могут быть Баба Яга и Кощей Бессмертный, Бармалей и доктор Айболит, Чебурашка и крокодил Гена, Карлссон и Малыш... После сказки дети играют сами и стараются применять "золотые правила" в собственных партиях. Автор статьи: Влащенко Сергей Иванович
|